"Масштаб". часть 2
  • Работа с картой. (14 мин.)

Учитель: - Для чего нам нужен масштаб? На этот вопрос нам поможет ответить карта России. У каждой группы сейчас появится карточка. На ней будет название города, в который вам нужно будет совершить путешествие. А также на карточке будет указана скорость самолета, на котором это путешествие будет совершаться. Один из каждой группы может подойти к карте и измерить расстояние между Волгоградом и указанным на карточке городом. Затем группа сообща должна произвести следующие действия: с помощью масштаба указанного на карте перевести измеренное расстояние в реальное, а затем с помощью скорости найти время, которое потребуется для перелета. После того, как все группы выполнили задание, из каждой группы выходит по одному ученику, который должен защитить выполненное задание. Защита работы происходит по укороченному плану. Нужно, во-первых, сказать в какой город было путешествие, и показать этот город на карте. Во-вторых, назвать расстояние, которое они получили после измерения расстояния на карте (расстояние округляется до сантиметров) и тут же сказать какое расстояние получилось в реальности после применения масштаба карты. В-третьих, сказать, сколько времени было потрачено на путешествие в этот город.
- Раздаются карточки с названиями городов и скоростью движения, и начинается работа в группах. Преподаватель обязательно должен контролировать работу каждой из групп. И для того чтобы контролировать работу групп и проверить правильность решения данного задания у преподавателя обязательно должно быть решение каждого этапа.

  • Ремонт в квартире. (13 мин.)

Учитель: - Мы только что увидели одно из применений масштаба. А теперь перейдем к изучению другого примера. На плакате показан план квартиры, а так же масштаб данного плана. У каждой группы будет карточка того помещения, где они должны будут произвести ремонт полов. Для того чтобы произвести данный ремонт нужно. Замерить нужные величины на плакате, с помощью масштаба перевести их в реальный размер и после этого найти площадь данного помещения. Тут же на плакате даны стоимости различных покрытий пола за один квадратный метр. Из покрытия полов группа может выбрать любое. В результате группа должна узнать, во сколько обойдется ремонт полов в заданном помещении.
- Опять раздаются карточки, на которых написаны названия помещений и дети приступают к выполнению задания. На выполнение задания дается приблизительно пять минут. Если группы работают сообща, то этого времени достаточно для выполнения задания. Затем по очереди от каждой группы к доске выходят по участнику, и он по плану квартиры должен рассказать о выполненном задании. Ученик должен ответить на следующие вопросы. Первое, какие величины измерялись, чему они равны на плане и в реальности. Второе, какова площадь данного объекта. Затем, каким материалом решили покрыть пол и во сколько это обойдется.

  • Подведение итогов. (3 мин.)

Учитель: - И так. Чему нас научил этот урок и что мы на нем узнали? (Ответы детей). Да, самое главное, что показал этот урок, что математика необходима нам в жизни. Задачи могут разные, но при решении многих задач математика просто необходима. В частности масштаб.
- После подведения итогов урока нужно выставить детям оценки и задать домашнее задание. Домашнее задание может быть творческого характера. Например:
Учитель: - Давайте мы с вами попробуем себя в роли помощника нашего президента. Наш президент собирается посетить несколько городов с визитами и провести в них различные совещания. Мы знаем, что совещания у президента длятся 4 часа. Ему нужно  посетить следующие города: Саратов, Астрахань, Казань, Владивосток, Воркуту, Екатеринбург. (Города и их количество можно выбрать произвольно, а еще лучше, если у каждого ученика будет индивидуальный набор городов) Президенту не обязательно посещать эти города в том порядке, в каком они записаны на доске. Вы сами можете составить программу посещений для нашего президента. Но вы должны учитывать, что скорость перемещения личного президентского самолета составляет 400 километров в час и что у президента очень много дел и ему как можно скорее нужно вернуться в Москву.