Конференция на тему: история математики. часть 2

Примеры докладов учеников:

История развития математики

Когда речь идет о чем-нибудь очень просто, понятном, мы говорим: «Дело ясно. Как дважды два – четыре!»
А прежде чем додуматься до того, что дважды два четыре, людям пришлось учиться много, много тысяч лет. Конечно, это учение шло не за партой. Человек постепенно учился жить: строить жилища, находить дорогу в дальних походах, обрабатывать землю. И одновременно он учился считать. Потому что даже в самые далекие времена, когда люди жили в пещерах и одевались в звериные шкуры, они не могли обойтись без счета. Чтобы добыча не ушла, ее нужно было окружить, ну вот хотя бы так: 5 человек справа, 7 сзади, 4 слева. Тут уже без счета никак не обойдешься! И вождь первобытного племени справлялся с этой задачей.

Для того чтобы считать дни. Требовались большие числа: десятки, сотни и даже тысячи. Тут конечно никаких пальцев для счета хватить не могло! И люди придумали: каждый день делали зарубку на палке и потом эти зарубки считали. И даже записывали эти числа с помощью веревки. Около пяти тысяч лет назад люди стали записывать числа по разрядам: отдельно единицы, отдельно десятки, отдельно сотни. И это было очень важным открытием. Считать числа стало гораздо легче.

Жизнь заставляла учиться быстрее. Древние египтяне были замечательными математиками. Ученые нашли рукописи, специально посвященные математике. Это что-то вроде учебников или задачников, где даны решения разных задач. Это математическая рукопись была написана около 4000 лет назад. Некоторые из этих задач показались бы сложными даже ученику старшекласснику. Представляете, как трудно было их решить тогда? Ведь у древних египтян не было ни правил арифметических действий, ни таблицы умножения. И все-таки египтяне считали не только целыми числами, но даже дробями.

Позднее, для того чтобы было удобнее решать задачи, ученые Вавилона составили большую таблицу умножения (60*60). По виду она конечно, сильно отличалась от нашей, но смысл в ней был тот же самый. Ученые в Вавилоне знали не только арифметику, но и геометрию и алгебру. И само слово «алгебра» является вавилонским. И колесо изобрели люди в Вавилоне, так как старательно изучали свойства окружности.

Росли города, ширилась торговля, новые корабли отправлялись в далекие плавания. В городах стали появляться первые фабрики. Люди стали изобретать себе помощников: различные машины и станки. Сначала это были самые простые машины, потом все «умнее» и сложнее. А сложную машину «на глаз» строить нельзя. Ее обязательно нужно рассчитать. Но ведь всякие расчеты и вычисления – это наша математика! Морякам, которые стали плавать по всем морям и океанам, нужно было точно определить место нахождения своего корабля. Поэтому астрономы стали составлять подробные звездные карты и мореходные таблицы. Но это опять вычисления – и, значит, опять математика.

И физика, и небесная механика, и другие точные науки – все они широко пользовались математикой. Везде, всюду, где надо что-то считать, измерять, сравнивать, без математики не обойтись.

С каждым десятилетием математика становилась все нужнее людям. Теперь расчетами и вычислениями стали заниматься и инженеры, и моряки, и строители. Очень нужно было придумать средство для того, чтобы упростить и ускорить расчеты. В 17 веке изобрели логарифмы. Мы с ними пока не знакомы, но оказывается, вместо деления двух чисел, можно вычесть их логарифмы. Словом, с помощью логарифмов, сложные действия можно заменить более простыми.

В 17 веке в математике произошло еще одно очень важное событие: она «научилась» рассчитывать величины, которые все время меняются. Например, на каком расстоянии будет снаряд через секунду после выстрела из пушки. Ответить на этот вопрос совсем не просто. Ни математика, ни алгебра здесь не помогут. Зато высшая математика легко справится с этой задачей. В наше время такая высшая математика нужна не только ученому или инженеру, но и мастеру и рабочему на заводе.

И вот в 20 веке у математиков появился новый помощник: электронно-вычислительная машина. Они могут быть очень большими и очень маленькими – калькуляторы. Вычислительные машины управляют взлетом и посадкой самолетов, управляют поездами, метро, спутниками Земли и даже переводят книги с одного языка на другой. И вот каждая такая машина работает по законам математики.
О том, какой будет математика завтра, говорить трудно. Но одно можно сказать точно: завтра математика станет еще важнее и нужнее людям, чем сегодня!