Тема урока: Геометрическая прогрессия.
Цели урока: повторить теоретический материал; решить большое количество заданий по теме; отработать навыки решения логических задач.
Форма урока: игра «Брейн-ринг».
Подготовка к уроку: учитель подбирает логические задания для капитанов и задания по теме: 20 основных заданий. Класс делится на четыре группы, вся работа проходит в группе.
Ход урока: Учитель представляет команды и капитанов команд. Члены команд отвечают на теоретический вопрос хором (это обязательное условие), а капитан решает задание без помощи своей команды.
Задания для представления команд.
I команда
1. Задание по теории: назовите характеристическое свойство геометрической прогрессии.
2. Задание для капитана: Простым или составным является число ?
Ответ: Число оканчивается цифрой 6, а число оканчивается цифрой 0, поэтому сумма их оканчивается цифрой 6, а такое число четное, отличное от 2, значит оно составное.
II команда
1. Задание по теории: дайте определение геометрической прогрессии.
2. Задание для капитана: Мальчики двух шестых классов в школьных мастерских изготовили для детских садиков 123 стульчика. Сколько работало мальчиков, и сколько стульчиков изготовил каждый из них, если они изготовили их поровну?
Ответ: Так как и числа 41 и 3 простые, то наиболее правдоподобно, что мальчиков было 41, и каждый их них изготовил по 3 стульчика.
III команда
1. Задание по теории: назовите формулу - го члена геометрической прогрессии.
2. Задание для капитана: Найдите наибольшее число, которое при делении на 31 в частном дает 30.
Ответ: Число будет наибольшим, если при делении его на 31 получается наибольший из возможных остатков. Таким остатком будет 30. Значит, искомое число равно: .
IV команда
1. Задание по теории: назовите формулу суммы первых членов геометрической прогрессии.
2. Задание для капитана: Сколько ударов за сутки сделают часы, если они отбивают целое число часов да еще одним ударом отмечают середину каждого часа?
Ответ: .
Условия игры «Брейн-ринг»: учащиеся каждой команды садятся в кружок и работают коллективно, но решение объясняет каждый раз другой учащийся. Кроме устного объяснения решения учителю сдается письменное решение задания. Задания выслушивают все команды, и решать начинают все вместе, а отвечает тот, кто быстрее поднимет руку.
Основные задания |
ответ |
1. В геометрической прогрессии имеет место, . Каким должен быть четвертым член прогрессии? |
10 |
2. Разность между шестым и первым членом геометрической прогрессии равна 1210 и знаменатель прогрессии равен 3. Найдите сумму первых пяти членов этой прогрессии. |
605 |
3. Сумма первых трех членов возрастающей геометрической прогрессии равна 7, а их произведение равно 8. Найдите пятый член этой прогрессии. |
16 |
4. Все члены геометрической прогрессии положительны. Известно, что первый ее член равен 2, а пятый равен 18. Найдите разность между пятым и третьим членами этой прогрессии. |
12 |
5. Дана геометрическая прогрессия 64, 32, 16,…. На сколько ее девятый член меньше шестого? |
1, 75 |
6. Найдите четвертый член геометрической прогрессии, знаменатель которого равен 3, а сумма четырех первых ее членов равна 80. |
54 |
7. Вычислить сумму , если 2, , , ,и 486 являются первыми шестью членами геометрической прогрессии. |
240 |
8. Первый член равен 2 и знаменатель геометрической прогрессии равен 2. Сколько первых членов этой прогрессии нужно взять, чтобы их сумма была равна 1022? |
9 |