Урок 15-1 Геометрическая прогрессия

Тема урока:   Геометрическая прогрессия.

Цели урока:
повторить теоретический материал; решить большое количество заданий по теме; отработать навыки решения логических задач.

Форма урока:
  игра «Брейн-ринг».

Подготовка к уроку:
  учитель подбирает логические задания для капитанов и задания по теме: 20 основных заданий. Класс делится на четыре группы, вся работа проходит в группе.

Ход урока:
Учитель представляет команды и капитанов команд. Члены команд отвечают на теоретический вопрос хором (это обязательное условие), а капитан решает задание без помощи своей команды.
Задания для представления команд.

I
команда
1. Задание по теории: назовите характеристическое свойство  геометрической   прогрессии.
2. Задание для капитана: Простым или составным  является число ?
Ответ: Число оканчивается цифрой 6, а число  оканчивается цифрой 0, поэтому сумма их оканчивается цифрой 6, а такое число четное, отличное от 2, значит оно составное.

II
команда
1. Задание по теории: дайте определение геометрической прогрессии.
2. Задание для капитана: Мальчики двух шестых классов в школьных мастерских изготовили для детских садиков 123 стульчика. Сколько работало мальчиков, и сколько стульчиков изготовил каждый из них, если они изготовили их поровну?
Ответ: Так как  и числа 41 и 3 простые, то наиболее правдоподобно, что мальчиков было 41, и каждый их них изготовил по 3 стульчика.

III
команда
1. Задание по теории: назовите формулу - го члена геометрической прогрессии.
2. Задание для капитана: Найдите наибольшее число, которое при делении на 31 в частном дает 30.
Ответ: Число будет наибольшим, если при делении его на 31 получается наибольший из возможных остатков. Таким остатком будет 30. Значит, искомое число равно: .

IV
команда
1. Задание по теории: назовите формулу суммы  первых  членов геометрической прогрессии.
2. Задание для капитана: Сколько ударов за сутки сделают часы, если они отбивают целое число часов да еще одним ударом отмечают середину каждого часа?
Ответ: .

Условия игры «Брейн-ринг»:
учащиеся каждой команды садятся в кружок и работают коллективно, но решение объясняет каждый раз другой учащийся. Кроме устного объяснения решения учителю сдается письменное решение задания. Задания выслушивают все команды, и решать начинают все вместе, а отвечает тот, кто быстрее поднимет руку.

Основные задания

ответ

1. В геометрической прогрессии имеет место, . Каким должен быть четвертым член прогрессии?

10

2. Разность между шестым и первым членом геометрической прогрессии равна 1210 и знаменатель прогрессии равен 3. Найдите сумму первых пяти членов этой прогрессии.

605

3. Сумма первых трех членов возрастающей геометрической прогрессии равна 7, а их произведение равно 8. Найдите пятый член этой прогрессии.

16

4. Все члены геометрической прогрессии положительны. Известно, что первый ее член равен 2, а пятый равен 18. Найдите разность между пятым и третьим членами этой прогрессии.

12

5. Дана геометрическая прогрессия 64, 32, 16,…. На сколько ее девятый член меньше шестого?

1, 75

6. Найдите четвертый член геометрической прогрессии, знаменатель которого равен 3, а сумма четырех первых ее членов равна 80.

54

7. Вычислить сумму , если 2, , , ,и 486 являются первыми шестью членами геометрической прогрессии.

240

8. Первый член равен 2 и знаменатель геометрической прогрессии равен 2. Сколько первых членов этой прогрессии нужно взять, чтобы их сумма была равна 1022?

9