Урок 3. «Зачет по теме линейные уравнения и системы»
Тема урока: Линейные уравнения и системы в текстовых задачах.
Цели урока: рассмотреть разные типы текстовых задач, которые решаются с помощью линейных уравнений и систем уравнений.
Форма урока: Работа по группам.
Подготовка к уроку:
На предыдущих уроках учитель с классом изучал и решал задачи 4-х типов: задачи на движение (прямолинейное, равномерное), задачи на проценты, задачи на типы чисел, задачи, решаемые по действиям.
Учащимся была задана домашняя работа, в которой нужно было решить задачи, перечисленных выше типов.
Класс заранее разбивается на группы так: если групп 4, то в каждой группе по 4 человека; если групп 5, то в каждой группе должно быть по 5 человек. Групп должно быть столько, сколько типов задач будет рассматриваться на уроке.
Каждая группа получает задачи одного типа в домашней работе.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учащиеся рассаживаются по группам; внутри группы каждый ученик получает свой индивидуальный номер.
2. Актуализация знаний.
Внутри группы происходит проверка домашнего задания, самостоятельно уточняются неясные вопросы, хорошо разобравшийся в теме учащийся проводит консультацию по теме.
Работа по теме.
Когда домашнее задание проверили внутри групп, учащиеся рассаживаются по новым группам, организованные по номерам: в 1-ую группу попадают все учащиеся, которые получили в первоначальных группах №1; во 2-ую группу попадают все учащиеся, которые имели №2 и т.д.
В каждой группе собрались учащиеся, которые могут решать все типы задач. Теперь каждый учащийся по очереди должен объяснить всем остальным решение своего типа задач, ответить на вопросы.
Например: ученик, который дома решал задачи на проценты, объясняет вновь образованной группе способы, которыми решаются задачи этого типа, отвечает на все сопутствующие вопросы. Ученик, который объяснял в группе, докладывает учителю, что все поняли его объяснения. Тогда учитель дает каждому учащемуся задачу этого типа, решив задачу, ребята сдают их ученику, который в группе объяснял способы решения. Дальше следующий ученик объясняет свой тип задач и т.д.
Подведение итогов.
Урок заканчивается, если все ученики выступили в роли учителя внутри группы. Учитывается сколько решено задач и все, ли типы успели рассмотреть.
Домашняя работа. Каждрму ученику проверить решение учеников в группе.
Приложение.
1-й тип - задачи на встречное движение по дороге:
- Из городов А и В, расстояние между которыми км, одновременно выехали навстречу друг другу два автомобиля. Через t ч. после начала движения им осталось пройти до встречи км. Найти скорости автомобилей, если скорость одного из них на км/ч меньше( больше) другого. (Пусть: - путь, - скорость, - разность скоростей, - время, - оставшийся путь. Тогда , )
- Расстояние между пунктами А и В км. Из пункта В выехал велосипедист, а навстречу ему автомобиль. Автомобиль проехал до встречи расстояние в раз больше, чем велосипедист. На каком расстоянии от А произошла встреча? ( Пусть: - расстояние между пунктами, - разность в пройденном расстоянии, - расстояние до встречи. Тогда )
- Из пункта А в пункт В со скоростью км/ч выехал мотоциклист. Через часов навстречу ему из В выехал другой мотоциклист, скорость которого составила км/ч. Какое время ехал второй мотоциклист до встречи с первым, если расстояние между А и В равно ? ( Пусть: - скорость первого мотоциклиста, - скорость другого мотоциклиста, - расстояние, - время. Тогда )
2-й тип– задачи содержащие проценты.
- В магазин привезли n ковров; k % всех коров были ручной работы, а остальные машинной работы. Сколько ковров машинной работы привезли в магазин? ( Пусть: n - количество всех привезенных ковров, k - проценты ковров ручной работы, x - количество ковров машинной работы. Тогда , )
- 2. Когда израсходовали кг картофеля, оказалось, что израсходовано % всего запаса. Сколько кг картофеля было запасено? ( Пусть: - израсходованный картофель в кг, - процент израсходованного картофеля, - запасенный картофель. Тогда )
- В двух бидонах находится литров молока. Если из 1-го бидона перелить во 2-ой молока , находящегося в 1-ом бидоне, то молока в обоих бидонах станет поровну. Сколько литров молока в каждом бидоне? ( Пусть: - литров молока в двух бидонах, - процент молока в 1-ом бидоне, - литров молока в каждом бидоне. Тогда )
3-й тип - задачи на числа
- Найдите три последовательных нечётных числа, сумма которых равна . (Пусть: - сумма трех нечетных чисел, - первое нечетное число. Тогда )
- Разность двух чисел . Если первое число разделить на второе, то в частном получается и в остатке . Найти эти числа.( Пусть: - разность двух чисел, - частное, -остаток, - одно из чисел. Тогда =)
- При делении двузначного числа на сумму его цифр в частном получается , а в остатке . Найдите это число, если известно, что при перестановке его цифр получается число, меньше искомого на .( Пусть: - частное, - остаток, - разница между числами,- формула двузначного числа. Тогда и )
4-й тип - задачи на составление уравнений через «Пусть»
- Один кусочек провода на n длиннее второго. Когда от каждого куска отрезали по а, второй кусок оказался в k раз короче первого? Сколько метров провода было в каждом куске? (Пусть:-разница длин, -отрезали метров, - разница длин после того как отрезали , - длина одного куска и -длина другого куска. Тогда и )
- В корзине было в k раз меньше винограда, чем в ящике. После того как в корзину добавили n кг, в ней стало винограда на m кг больше, чем в ящике. Сколько винограда было в корзине? (Пусть: -разница количества винограда в корзине и ящике, - добавили в корзину, -разница количества винограда в корзине и ящике, -было винограда в корзине. Тогда )
- На складе было m тонн картофеля. Сначала вывезли k этого количества, а затем n того, что вывезли в первый раз. Какую часть картофеля вывезли во второй раз? Сколько тонн картофеля осталось на складе? (Пусть: -было на складе, -вывезли сначала, -вывезли во второй раз, -часть картофеля которую вывезли во второй раз, -остаток картофеля на складе.
Тогда и )