"Прямоугольник и квадрат". часть 2
  • Актуализация знаний. (7 мин.)

Прочитать сказку «Родственники».
Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. А имела фигура такой вид.
Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвалилась:
- Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Если перегнусь я по средней вертикальной линии, то противоположные стороны мои так и сольются и углы один на другой точь-в-точь наложатся. Коли перегнусь я по средней горизонтальной линии, опять углы мои и противоположные стороны сравняются. Красивее меня нет фигуры на свете!
- Как же зовут тебя, брат? – спрашивали встречные.
- А зовут меня просто …(Дети называют название фигуры.)
Ходил Квадрат по свету… И стало тяготить его одиночество: ни побеседовать не с кем, ни потрудиться в хорошей и дружной компании не приходится. А уж, какое веселье одному! Весело бывает только вместе с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников.
- Если встречу родственника, то я его сразу узнаю, - думал Квадрат, - ведь он на меня должен быть чем-то похож.
Однажды встречает он на пути фигуру. Стал Квадрат к ней приглядываться. Что-то родное, знакомое увидел он в этой фигуре.
Спросил он тогда:
- Как зовут тебя, приятель?
- Называют меня …( Дети должны определить о какой фигуре идет речь.)
- А мы, не родственники ли с тобой? – продолжал спрашивать Квадрат.
- Я бы тоже рад узнать об этом. Если у нас найдутся четыре признака, по которым мы похожи, то, значит, мы с тобой родственники у нас тогда имеется общее название, - ответил Прямоугольник.
( Найти четыре признака сходства квадрата и прямоугольника. И обдумать, какое общее название имеют эти фигуры? )
Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга. Стали вдвоем жить-поживать, вместе трудиться, вместе веселиться, и вместе по белому свету шагать.
Учитель: - Вот мы и узнали тему нашего сегодняшнего урока. (Записать тему.) Но в сказке было сказано, что эти фигуры часто в жизни встречаются. Что же вокруг нас имеет форму прямоугольника или квадрата? (Дети отвечают.) Итак, мы с вами вспомнили все, что знали об этих фигурах. Но нам нужно все наши знания разложить по полочкам и еще вспомнить формулы для вычисления площади и периметра данных фигур.