"Сложение и вычитание натуральных чисел". часть 3
  • Решение уравнений и задач. (5+6+3+6+2 мин.)

Учитель: - Мы еще, не знаем, хватит ли сил у нас сбежать из замка, но в любом случае, нам необходим кинжал, для того чтобы мы смогли проделать проход в стене. Узники из соседнего класса сообщили нам, что кинжал спрятан в стене за одним из кирпичей. Но мы можем с вами проверить только три из них. Какие? Для того, чтобы узнать какие из кирпичей стоит проверять, вы должны решить задачи. Сейчас мои помощники раздадут вам задачи. Всего вариантов задач – три, а это означает, что по две группы будут решать одинаковые задачи. На решение задач выделяется 5 минут времени. После решения задач каждую из них один из участников объясняет решение у доски. Другая группа, у которой точно такое же задание, внимательно следит за объяснением и поправляет отвечающего ученика при ошибках.
- Детям раздаются карточки с задачами. Во время решения задач, можно выставить оценки за хорошую самостоятельную работу. Когда задачи решены, по одному участнику из каждой группы выходит к доске и, кратко записав условие, рассказывает ход своего решения и получившийся ответ. Так как одна задача в двух группах, то вторая группа внимательно проверяет. Если вторая группа согласна с решением, то один из ее членов подходит к стене и открывает кирпич с полученным числом. Таким образом, на доске объясняется три задачи, а в тетрадях записано по одной. И в результате решения одной из задач кинжал найден за кирпичом.
Учитель: - Теперь, когда мы нашли кинжал, то начали понемногу разрушать стены между нами. Но чтобы найти секретный тоннель, нам нужно найти неизвестную переменную в уравнении. Опять у нас всего три задания, значит опять у нас на две группы по одному уравнению, но на их решение вам дается всего 3 минуты.
- Помощники раздают карточки с уравнениями. В этот момент можно пройти и просмотреть ученические тетради. Все ли решали задачи? И проверить, все ли решают уравнения. Потому что иногда дети начинают лениться во время таких заданий. Когда уравнения решены, происходит работа у доски, как и при решении задач. Только на этот раз необходимо вызвать к доске учащихся из групп, не принимавших объяснения у доски. Но решение уравнений должно быть объяснено правилами. Можно спрашивать правила с места у любого ученика.
Учитель: - Теперь, когда мы нашли таинственный ход, нам нужно договориться и пройти через него вместе. А чтобы договориться так, чтобы стражники не поняли в чем дело. Мы должны применить шифровку. Но чтобы шифровку применить ее надо знать. Поэтому наша задача, подобрать код и заменить буквы цифрами таким образом, чтобы равенство было верным. Необходимо учесть, что одинаковые буквы это одинаковые цифры.

Учитель: - И когда мы, наконец, все собрались, и прошли по туннелю, то оказались на крыше замка Иф. А оттуда есть только один выход, это прыгнуть в море, которое окружает замок. Но замок очень высокий и если прыгнуть не аккуратно, можно и погибнуть. Поэтому мы с вами должны прыгать очень осторожно, практически по ступеням.
- Работа с плакатом происходит следующим образом. На вершину ставится произвольное число, оно произносится вслух (но действия с ним у преподавателя должны быть решены и ответы выписаны). Детям дается время на выполнение этого задания. Как только несколько детей решили, то решение проверяется по действиям. Кто из детей правильно дошел до конца, тот сбежал из замка Иф. Если осталось время больше, то подобное решение можно произвести еще раз, но на вершину замка поставить другое число. В любом случае, так как дети работают по группам, то тех, кто ошибся, могут проверить остальные.

  • Подведение итогов. (2 мин.)

В конце урока обсудить с детьми, что же помогло им в течение урока. Задать домашнее задание. И за работу на уроке можно выставить еще по одной оценке. А также заинтересовать детей тем, что после тем «умножение и деление натуральных чисел» будет аналогичный урок. Но так как из замка мы уже выбрались, то нужно будет уничтожить врагов и найти сокровища.