«Элементарные фигуры».

Предисловие. Опыт работы в 5-х классах показывает, что геометрические понятия детям даются достаточно тяжело и не все ученики легко усваивают такие геометрические понятия как: круг, луч, периметр, площадь и т.д. Чтобы ученикам было проще понимать этот материал, естественно, необходимо им помочь и сделать процесс объяснения геометрических параметров как можно более интересным и возможно даже игровым. Если эти первоначальные понятия дадутся детям легко, то в старших классах не придется еще раз объяснять и вводить эти понятия и дальнейшее обучение геометрии пройдет проще. Для облегчения процесса понимания основных геометрических понятий необходимо заинтересовать детей с самых первых уроков. Показать им что, работая в группе, работая вместе, все сложные темы и понятия изучаются легче. И план следующего урока будет хорошим помощником вам в этом деле. После урока можно дать детям домой творческое задание, но ни в коем случае это задание не должно быть обязательным. Лучше, если дети выполнят его по желанию. Пусть его сделают не все ученики и работ, скорее всего, будет несколько, но эти работы будут от души. Задание может состоять в том, чтобы ученики составили сказку о какой-либо геометрической фигуре и на альбомном листе оформили ее. Это не реферат, это детская фантазия. А чтобы поддержать творчество детей, лучшие из работ можно зачитать на уроке.

Тема урока: «Элементарные фигуры».

Цели урока: повторить уже известные фигуры и их свойства, изучить новые, показать и научить, как строить и обозначать фигуры, воспитать чувство дружественной атмосферы в классе и умение работать в группах, развить умения мыслить и говорить.

Подготовка к уроку: 30 карточек приблизительного размера 5см. и 5см. с рисунками и названьями прямой, луча, отрезка, ломаной и угла. Каждого вида должно быть шесть. На листе ватмана построенные фигуры, как на рисунке 1:


Рисунок 1

Ход урока:

  • Организационный момент. (3 мин.)

Успокоить и рассадить детей по группам. Групп должно быть 5, а в группе по 5-6 человек. Столы им стулья нужно расставить на перемене. Дети сначала заходят в кабинет и получают карточку с рисунком или отрезка, или луча, или ломаной, или угла, или прямой. Ученики с одинаковыми рисунками садятся в одну группу. После преподаватель говорит тему урока и цели.

  • Актуализация знаний. (3 мин.)

Поговорить с детьми о том, какие фигуры им уже знакомы, и что они об этих фигурах знают. Сказать, что определения и свойства всех фигур будут повторять еще раз в средней школе, но обязательно будет добавляться что-нибудь новое.  И именно сегодня должны вспомнить, повторить, а кое-что узнать про самые простые геометрические фигуры, одна из которых на ваших карточках.


  • Новая тема. (2+3+3+3+15 мин.)

Учитель: - Чтобы нам с вами было интересно изучать новую тему, мы начнем с чтения небольшой сказки, смысл которой вы должны будете обсудить в группах. Так что, слушать вы должны внимательно и сразу обдумывать, а что именно спрятано за словами этой сказки.

Жила-была прямая,
Была она как мама
Для множества точек,
Славных маленьких дочек.
Но была у прямой проблема,
Которая не давала поспать,
Как она ни начинала,
Никак дочек не могла посчитать.
Начать бы с конца, но где он?
Начать бы с начала, но нет…
Нет ни конца, ни начала,
Так как же найти ответ?!
- Ну а давай с середины.
- А смысл-то в этом есть?
Ну, посчитаем до 1000,
Конца этим тысячам нет!
Ни день, ни два и ни месяц
Прямая в сомненьях была.
Потом, устав от волнений.
Решение все же нашла.
Выделила двух дочек
Из множества точек,
И получилось три сына
Любимых, красивых и милых.
Имена трех сыновей
А ну-ка назови скорей.

Учитель: - Теперь я даю вам 3 минуты на обсуждение, что бы ответить на следующие вопросы:

    • о каких фигур сыновьях говорится в сказке?
    • почему так плохо быть прямой?
    • какие из встречающихся в сказке фигур можно измерить?

- По прошествии трех минут ответы на эти вопросы обсуждаются совместно. А затем дается следующее задание. У каждой группы на карточках своя геометрическая фигура, нужно уметь построить ее на доске и рассказать как можно больше о ней. На это тоже дается 3 минуты. После обсуждения к доске выходят по очереди представители от каждой группы, и рассказывает о своей фигуре. После каждого рассказа преподаватель добавляет то, о чем сказано не было и обязательно показывает правильное обозначение данной фигуры и необходимое заносится в тетрадь. В результате вслух должно быть рассказано  и записано в тетрадь о каждой фигуре.

  • Закрепление нового материала. (7+3 мин.)

Учитель: - Теперь, когда мы вспомнили некоторые геометрические фигуры, узнали новые, закрепили их свойства и научились строить и обозначать их проведем геометрический диктант, на построение известных фигур. Все построения должны быть на одном рисунке, и не обязательно у всех одинаковые. К доске выходим по одному, но с построением на доске только сверяемся.

  • построить прямую а.
  • на прямой отметить отрезок АВ. Измерить и записать его длину.
  • построить луч ВК, не принадлежащий прямой а.
  • построить луч КА.
  • на луче КА отметь точку Р, не принадлежащую отрезку АК.
  • построить ломанную РВМ, так, чтобы точка М принадлежала прямой а. Измерить и записать длину ломаной РВМ.
  • достроить и отметить угол ВКМ.
  • отметить точку С, не лежащую внутри угла ВКМ.

- В результате к доске может выйти десять человек, лучше вызывать тех, кто еще не выходил. И можно увидеть, что еще раз надо объяснить и показать.
Учитель: - Только, что мы строили, а теперь наоборот должны увидеть, что построено. Смотрим на плакат и, поднимая руку, говорим о тех фигурах, которые есть на плакате.

  • Подведение итогов. (3 мин.)

Вспомнить с детьми, что повторили и что нового узнали. Самым активным, тем, кто и с места отвечал и у доски выступал или строил, поставить оценки. Задать домашнее задание.