Урок 72. Иррациональные числа.

Цели: повторить понятия натуральных, целых и рациональных чисел; закрепить умение переводить периодические дроби в обыкновенные дроби; объяснить понятие иррациональных чисел; развивать умение различать множества чисел.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Учитель зачитывает утверждения, а ученики выписывают с помощью знаков только те, которые являются верными. Один из учеников записывает диктант на доске. По окончании диктант проверяется, с помощью решений на доске.

  • Число 6 является целым;
  • число – 4 является рациональным;
  • число 6,5 является рациональным;
  • число 10,1 является натуральным;
  • число 13,(7) является рациональным;
  • число – 14,101 является целым;
  • число 73 является натуральным и рациональным;
  • число 3,7(2) является целым и рациональным.

3. Объяснение нового материала.
После математического диктанта, вспомнить понятие натурального множества чисел, множества целых чисел и множества рациональных чисел.
Попросить учащихся распределить данные числа по изученным множествам:

У учащихся возникнут затруднения при распределении данных чисел. И после этого вводится понятие иррациональных чисел, показывается обозначение данного множества и называется несколько чисел данного множества.
4. Закрепление нового материала.
1) После этого происходит стрельба по мишени.

4 – множество иррациональных чисел;
3 – множество рациональных чисел;
2 – множество целых чисел;
1 – множество натуральных чисел.

Преподаватель называет фамилию ученика и цель, а ученик должен назвать три числа, которые являются выстрелами, и которые должны попасть по цели – множеству.
Например: если целью является 2, то ученик может назвать числа – 4, – 12, – 200. (Если он называет число 67, то попадает в множество 1, а его цель 2) Задание можно по ходу усложнять.
2) Разбираются задания № 1063, 1064, 1065, 1067, 1068, 1069, 1074, 1079 (если достаточно времени, то решается задача № 1081).
3) Дана зависимость , определите, каким является результат (иррациональным, рациональным, натуральным) в каждом из случаев:
а)        б)        в)
5. Подведение итогов.
6. Домашнее задание: изучить материал параграфа с. 170 – 173. Решить задачи № 1066, 1070, 1075, 1080.