Урок 27. Как построить график функции y = f(x+l), если известен график функции y = f(x).

Цели: провести анализ самостоятельной работ; повторить правила построения параболы и гиперболы; объяснить правила построения графика функции , если известен график функции ; развивать умение строить графики различных  функций.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Анализ самостоятельной работы.
Подвести итоги самостоятельной работы. Задания, с которыми не справилось большинство учащихся, разобрать на доске.
Вариант 1
Задание 2.
Графически решить уравнение .
Решение:
Для решения данного уравнения построить графики функций  и  на одной координатной плоскости.
Графиком функции  является парабола с вершиной в точке (0; 0). Ветви данной параболы направлены вверх. Парабола проходит через точки (1; 4), , (– 1; 4), .
Графиком функции  является гипербола, проходящая через точки (1; 4), (2; 2), (– 1; – 4), (– 2; – 2).

Точкой пересечения данных графиков является точка (1; 4). Решением уравнения является абсцисса точки пересечения – 1.
Ответ: 1.
Вариант 2
Задание 3.
Графически решить систему уравнений
Решение:
Для решения данной системы графики функций  и  строятся на одной координатной плоскости.
Графиком функции  является парабола с вершиной в точке (0; 0). Ветви параболы направлены вверх. Парабола проходит через точки (2; 2), (4; 8), (– 2; 2), (– 4; 8).
Графиком функции  является прямая. Для построения прямой необходимы две точки (1; – 1) и (0; 0).

Решением системы уравнений являются координаты точек пересечения графиков (0; 0), (– 2; 2).
Ответ: (0; 0), (– 2; 2).
Ученикам, плохо справившимся с самостоятельной работой, на дом задается самостоятельная работа.
1) Построить график функции , описать свойства данной функции.
2) Графическим способом решить систему уравнений

3) Построить график функции , если

3. Объяснение нового материала.
Учитель, с помощью учащихся, на доске на координатной плоскости производит поточечное построение графика функции  (пунктирной линией), графиков функций  и  (сплошной линией). Ученики самостоятельно делают выводы.
Парабола не изменяется, но сдвигается по оси . Сдвиг происходит на число, модуль которого прибавляется к переменной , направление сдвига зависит от знака.
Чтобы закрепить сделанные выводы рассмотреть построение на одной координатной плоскости графиков следующих функций . Построение выполняют ученики.
Учитель формулирует правило построения графика функции , если известен график функции . Учащиеся записывают правило в тетрадь.
Чтобы построить график функции , если известен график функции , надо график функции  сдвинуть по оси  на  единиц вправо, если  или влево, если .
4. Закрепление нового материала.
1) Для закрепления материала учитель на доске работает с помощью шаблона функции . На координатной плоскости данный шаблон переносится в разные позиции относительно оси  (вершина лежит на оси  в позиции 3, – 1, 2, 4, – 5), а ученики должны назвать функцию, определяющую данный график (можно так же перевернуть параболу ветвями вниз).
2) Разобрать задания № 391, 394, 395(г), 396(г), 400, 404(в, г), 406(в, г). При наличии времени решить задачи № 412, 416.
5. Подведение итогов.
6. Домашнее задание:
прочитать материал параграфа на странице 58 – 60, выучить правила параграфа. Решить задачи № 393, 399, 404(а), 406(а). Приготовить шаблоны графиков функций
.