Цели: провести анализ тестирования; вспомнить понятие дроби; объяснить понятие алгебраической дроби, вывести понятие допустимых значений для дроби; формировать умение определять область допустимых значений для любой дроби.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Анализ тестирования.
Выставить оценки за тестирование. Те задания, с которыми учащиеся плохо справились, разобрать на доске. Желательно разобрать 5 и 6 задания обоих вариантов.
Вариант 1
Задание 5.
Чему равно , если и ?
Решение:
Теперь составим систему уравнений и решим ее
И в заключении
Ответ: 20.
Задание 6.
Разложите на множители .
Решение:
Ответ: .
Вариант 2
Задание 5.
Вычислите , если .
Решение:
.
Ответ: 0.
Задание 6.
Разложите на множители .
Решение:
Ответ: .
3. Объяснение нового материала.
Вспомнить понятие дроби и выписать несколько дробей на доске. Затем ввести понятие алгебраической дроби.
1) Определить, является ли данная дробь алгебраической
2) Рассмотреть дробь и найти ее значения при заданных переменных:
а) б) в)
Сделать соответствующие выводы: нельзя найти значение данной дроби при переменной и при переменной , так как знаменатель дроби обращается в нуль, а на нуль делить нельзя.
Ввести понятие области допустимых значений.
4. Закрепление нового материала.
1) Решить задания № 2, 3(а), 4(г), 5, 8, 10.
2) Сравнить значения алгебраических дробей и при заданных значениях переменных:
а) б) в)
5. Подведение итогов.
6. Домашнее задание: прочитать и изучить теорию из учебника с. 9 – 11. Решить задачи № 1, 3(б, г), 4(а, в), 9.