Математический бой: задачи на логику и смекалку. часть 1

Цели: развивать интерес к математике, логику и смекалку, умение доказывать и объяснять; коммуникативную компетентность.

Подготовка к уроку:
задачи для математического боя записываются на альбомных листах в трех экземплярах: для команд и учителя.

Ход проведения занятия:

  • В математическом бое участвуют две команды. В каждой команде есть капитан, который определяется командой до начала боя. Бой состоит из двух этапов. Первый этап – решение задач, второй – сам бой. Во время первого этапа решение задач может происходить  совместно всей командой. Помните, что ни один из участников боя не может выходить к доске более двух раз. Поэтому участник, решивший много задач, не решённых другими, должен в ходе первого этапа рассказать полученные им решения товарищам по команде.   
  • Второй этап начинается с конкурса капитанов. По решению команды вместо капитана в конкурсе может участвовать любой член команды. Команда, выигравшая конкурс, решает, какая из команд делает первый вызов. Об этом, как и обо всех остальных решениях команды, объявляет капитан.

Конкурс капитанов:
Проводится супер-блиц по трем вопросам, выигрывает капитан, набравший два или три очка. Очко может заработать капитан, ответив правильно на вопрос. Первым отвечает тот, кто быстрее поднимет сигнальную карточку (приготовленную заранее) или руку.

  • Шоколадка стоит 10 рублей и еще пол шоколадки. Сколько стоит шоколадка?
  • Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов, сколько получилось чурбаков?
  • Сколько земли в дыре глубиной 2 м, шириной 2 м, длиной 2 м?

Ответы: 20 рублей; 11 чурбаков; нисколько.

    • Вызов делается следующим образом. Капитан объявляет: “Мы вызываем соперников на задачу номер …”. Другая команда может принять или не принять вызов. Команда, принявшая вызов, выставляет докладчика, другая команда - оппонента. После совещания с командами капитаны называют оппонента и докладчика. Задача докладчика – дать чёткое и понятное решение задачи. Задача оппонента – найти в докладе ошибки. В ходе доклада оппонент не имеет права возражать докладчику, но может попросить его повторить неясное место. Главная задача оппонента – заметить все сомнительные места и не забыть о них до конца доклада. По окончанию доклада происходит дискуссия между докладчиком и оппонентом, в ходе которой оппонент задаёт вопросы по всем неясным местам доклада. Дискуссия оканчивается заключением оппонента: «С решением согласен» или «Считаю, что решения нет, так как не было объяснено то-то и то-то».
    • После этого жюри (учитель) начисляет очки по следующим правилам. Каждая задача стоит разное количество очков, так как разные по уровню сложности. Первая и вторая задачи – 6 очков. Третья, четвертая, пятая и шестая – 8 балов. Седьмая и восьмая – 10 баллов. Девятая и десятая – 12 баллов. В случае абсолютно верного решения  все эти очки получает команда докладчика. За ошибки и неточности очки снимаются. Количество снятых очков определяются близостью рассказанного к правильному решению. Если ошибки были найдены оппонентом, то до половины снятых очков получает оппонировавшая команда. В противном случае все  отобранные очки достаются жюри. Если жюри решило, что в докладе не содержится решение задачи, то оппонировавшая команда имеет право рассказать верное решение. При этом к очкам, набранным за оппонирование, она может добавить очки за рассказ решения задачи. Команда, сделавшая неверный доклад, выставляет оппонента и может заработать очки на оппонировании.
    • Команда, получившая вызов, может отказаться от доклада. В этом случае вызывавшая команда обязана доказать, что у неё есть решение задачи. Для этого она выставляет докладчика, а вторая команда – оппонента. Если решение отсутствует и это доказано командой противников, то они получают половину очков данной задачи, а вызывавшая команда обязана повторить вызов. Эта процедура называется проверкой корректности вызова. Во всех остальных случаях вызовы чередуются.
    • В течение боя каждая команда имеет право на шесть 30-секундных перерывов. Перерывы делаются в тех случаях, когда возникла необходимость помочь стоящему ученику у доски или заменить его. Решение о перерыве принимает капитан. 
    • Команда, получившая право на вызов, может отказаться от него. В этом случае до конца боя право на доклады имеют только их противники, а отказавшаяся команда может только оппонировать.  Оппонирование при этом производится по обычным правилам.
    •  В конце боя жюри подсчитывает очки и определяет команду-победителя. Если разрыв в  числе очков не превосходит 3 очка, то в бое фиксируется ничья. 
    • На команду может быть наложен штраф до 6 очков за шум, грубость по отношению к сопернику, невыполнение требований жюри и т.д.