Сколько? Как? Почему?. часть 1

Цели: развивать умение решать нестандартные задачи и правильно формулировать ответ, интерес к математике, коммуникативную и информационно-познавательную компетентности.

Подготовка к уроку:
из класса выделить две команды по 8 человек; приготовить вертушку данного вида и конверты с вопросами; выделить учащихся, которые приготовят поэтические минутки; на альбомном листе рисунок золотой совы, грамота лучшему зрителю.
Для вертушки круг делится на 12 секторов, на десять из которых кладутся конверты с вопросами, а на два оставшихся знак музыкальной паузы (проводится поэтическая минутка).

Ход проведения занятия:

Начинает чтец или учитель:
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг,
Все знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как? И Почему?
Кто? Что? Когда? И Где?


1. Блиц турнир

Чтобы решить, какая из команд первая сядут за игровой стол, проводится блиц турнир с капитанами. Баллы за турнир насчитываются таким образом: правильный ответ – 1 балл, быстрота ответа – 1 балл (считается за каждый ответ отдельно).
1 капитан

  1. Какое слово из перечисленных лишнее: метр, секунда, километр, килограмм, площадь.
  2. Яйцо всмятку варится 3 минуты. Сколько времени потребуется, чтобы сварить 5 яиц?
  3. Велосипедист по дороге в город встретил 1 автобус с 15 пассажирами и 3 автомобиля, по 1 водителю в каждом. Сколько человек ехало в город?

Ответы: площадь, 3 минуты, 1 человек – велосипедист.
2 капитан

  1. Какое слово из перечисленных лишнее: метр, секунда, день, миллиметр, минута.
  2. Я иду из дома до школы 30 минут, а мой брат – 40 минут. Через сколько минут я догоню брата, если вышел из дома на 5 минут раньше него?
  3. Кирпич весит 2 кг и еще пол кирпича. Сколько весит кирпич?

Ответы: день, я впереди него, 4 кг.

2. Игра

За стол садится одна из команд и играет до трех побед своих или зрителей. Вертушку вертит любой из команды. На обдумывание и обсуждение дается 1 минута, если команда не воспользовалась временем, то минута переходит в следующий раунд и так далее. Поэтические паузы проводят зрители.
После того, как первая команда проиграла или выиграла за стол садятся участники второй команды и игра продолжается. Пустые места заменяются новыми конвертами с вопросами.
Для того чтобы зрителям было интереснее смотреть, предлагается им тоже отвечать на вопросы. Ответ зрителей должен быть до ответа команды и в письменной форме.
Вопросы:
Вопросы пишутся на листах и вкладываются в конверты. На конверте пишется один из вопросов: «сколько? Как? Почему?» и имя отправителя.
1) Сколько? Вопрос от Д’Артаньяна. (5 баллов)
Уважаемые знатоки! Расстояние между Атосом и Арамисом, едущими верхом по дороге, равно 20 лье. За один час Атос проезжает 4 лье, а Арамис – 5 лье.
Вопрос: Сколько лье будет между ними через час?
2) Как? Вопрос от премьер-министра. (7 баллов)
Уважаемые знатоки! Король решил уволить в отставку своего премьер-министра, но не хотел его обижать, да и повода не было. Наконец он придумал вот что. Однажды, когда премьер-министр пришел к королю, тот ему сказал: «В портфель я положил два листа бумаги. На одном из них написано «Останьтесь», на другом – «Уходите». Листок, который Вы сейчас не глядя вытяните из портфеля, решит Вашу судьбу». Хитрый премьер-министр догадался, что на обоих листках написано «Уходите», но осталось придумать: как ему избежать отставки?
Вопрос: Как должен поступить премьер-министр?
3) Как? Вопрос от колхозов «Заря» и «Спорт». (4 баллов)
Уважаемые знатоки! Область на два колхоза «Заря» и «Спорт» выделила участок земли. Чтобы не было споров этот участок земли надо разделить на два колхоза таким образом, чтобы они были равны.
Вопрос: Как разделить между колхозами участок земли с предложенными границами?


4) Почему? Вопрос от Коли. (8 баллов)
Уважаемые знатоки! Коля и Боря выполняли домашнее задание. Решая одно из заданий, мальчики получили следующее равенство:
35 + 10 – 45 = 42 + 12 – 54
5 • 7 + 5 • 2 – 5 • 9 = 6 • 7 + 6 • 2 – 6 • 9
5(7 + 2 – 9) = 6(7 + 2 – 9)
5 = 6
Вопрос: Почему мальчики получили неверное равенство?
5) Как? Вопрос от Петровой Ольги Николаевны. (7 баллов)
Уважаемые знатоки! Молочник привез молоко в 8 литровых бидонах. Ольга Николаевна хотела купить 4 литра молока, но у молочника были пустые только трехлитровые болоны и пятилитровые бидоны. Петровой Ольге 3 литра молока мало – не хватит на большую семью, а 5 литров много – скиснет.
Вопрос: Как с помощью существующей тары отмерить 4 литра молока?