Урок 23. Решение задач на прямую и обратную пропорциональности с помощью пропорций.

Цели урока: повторить и закрепить правила решения задач на прямую и обратную пропорциональности; проверить умение учащихся решать задачи на данную тему, рассмотреть задачи – шутки на данную тему для повышения интереса к математике. В течение урока развивать у учащихся навык решения задач на пропорциональности.
Ход урока:
1. Организационный момент. (2 мин.)
2. Устная работа. (6 мин.)

Сначала решаются примеры по цепочке, а затем уравнения, которые лучше сделать на карточках.

3. Индивидуальный опрос. (7 мин.)
К доске вызывается 4 ученика, которые решают задачи по карточкам.

Карточка 1.
0,7 кг вафель автомат расфасовывает по коробкам за 2,03 минуты. Сколько времени потребуется для расфасовки 1,5 кг вафель?

Карточка 2.
Теплоход проходит свой маршрут со скоростью 50 км/ч за 4,8 часа. С какой скоростью должен идти теплоход, чтобы пройти это расстояние за 3,2 часа?

Карточка 3.
За 0,9 кг мяса заплати 72 рубля. Сколько можно купить мяса на 160 рублей?

Карточка 4.
Для завоза песка на стройку надо 10 грузовиков грузоподъемностью 6 тонн. Сколько потребуется грузовиков, если грузоподъемность будет 12 тонн?

Остальные ученики в это время решают № 260. На решение дается 5 минут, после этого проверяются задачи, решенные на доске. Ученики, которые решали эти задачи, должны объяснить свое решение. Затем проверяется задача № 260 (устно).

4. Решение задач. (10 мин.) 
Разбираются задачи № 268, 270, 273.
Так же решаются следующие задачи:
1) На Новый год в шестой класс принесли два торта. Один торт съели мальчики, а другой - девочки. В классе 15 мальчиков и они справились с тортом за 8 минут. Сколько минут понадобится девочкам, чтобы от торта не осталось ни крошки, если торт едят они с той же скорость, что и мальчики и в классе их 12?
2) Паша и Слава решили списать домашнее задание у Светы. Паше бежать до Светы пришлось 120 метров, и через 3 минуты он уже приступил к списыванию. А Слава живет от Светы на расстоянии 160 метров, и бегает с той же скоростью, что и Паша. Через сколько минут Слава приступит к "выполнению" домашнего задания?

5. Самостоятельная работа. (15 мин.) 

Вариант 1.

Вариант 2.

1) Построить прямоугольник, периметр которого равен 24 см, а стороны соотносятся в данном отношении.

1 : 2

1 : 5

2) Решить уравнение на пропорцию.

1,3 : 3,9 =  : 0,6

3) № 269

3) № 271

6. Итоги урока. (3 мин.)
7. Домашнее задание. (2 мин.)
Ответить на вопросы для повторения главы 2 (стр. 70 – 71). Письменно ответить на вопросы 6, 7, 8, 10.
Решить задания № 272, 274.