Тема урока: Метод интервалов.
Цели урока: доказать равносильность группы неравенств - двойному неравенству или совокупности неравенств; рассмотреть теорию метода интервалов с помощью учащихся; отработать навыки решения неравенств методом интервалов; разобрать решение неравенств с параметром.
Форма урока: КВН: команда вдумчивых и находчивых.
Подготовка к уроку: класс делится на две равные по силе команды, команды выбирают капитанов и придумывают название; учитель дает задание капитанам: подготовить объяснение темы решение неравенств методом интервалов; команды готовят приветствие дома.
Ход урока:
В течение урока проводятся конкурсы: приветствие команд, разминка, конкурс капитанов, командные задания; импровизация и в конце задается домашнее задание.
Приветствие команд. Команды продумывают, как можно провести доказательство, чтобы учащиеся из другой команды смогли решать неравенства, опираясь на только что услышанное доказательство.
Команда №1.
Докажите, что при каждое из неравенств
; ; равносильно двойному неравенству .
Доказательство:
Т.к. , то и .
Тогда Или .
2) Т.к. , то можно разделить неравенство на и получить равносильное неравенство . Т.к. новое неравенство равносильно исходному неравенству, то оно равносильно и .
3) Т.к. , то можно разделить неравенство на и получить равносильное неравенство . Т.к. новое неравенство равносильно исходному неравенству, то оно равносильно и .
Команда №2.
Докажите, что при каждое из неравенств
; ; равносильно совокупности неравенств
Доказательство:
Из того, что следует
2) Т.к. , то можно разделить неравенство на и получить равносильное неравенство . Т.к. новое неравенство равносильно исходному неравенству, то оно равносильно и
3) Т.к. , то можно разделить неравенство на и получить равносильное неравенство . Т.к. новое неравенство равносильно исходному неравенству, то оно равносильно и
Разминка. Этот конкурс проводится в быстром темпе. Выходят к доске учащиеся каждой команды и решают похожие задания, начиная одновременно, на скорость.
Команда №1 решает задания на теоретический материал, который объясняла команда №2.
Команда №2 решает задания на теоретический материал, который объясняла команда №1.
Конкурс капитанов. Задание капитаны получили заранее. Они могли воспользоваться любой литературой или справочником по математике. Могли проконсультироваться у учителя. Каждый капитан должен придумать свое простое и доступное для многих объяснение темы «Решение неравенств методом интервалов». Приводится 2 способа изложения темы.
Первый способ.
Решение рациональных неравенств вида , , где и многочлены можно дать в виде алгоритма.
1. Пусть , где числа попарно различны и - четные числа.