Тема урока: Равносильные неравенства.
Цели урока: научиться использовать правила равносильных преобразований неравенств; рассмотреть условия потери корней или приобретения новых при преобразовании неравенств; научить распознавать верные высказывания для неравенств; провести проверочную работу в группах.
Форма урока: математическая эстафета: работа учащихся двух команд у доски с передачей эстафетной палочки учащимся из их команды.
Подготовка к уроку: класс делится на две равные по силе команды; учитель готовит карточки в двух вариантах с исходным неравенством и с неравенством, которое получилось на каком-то шаге преобразования; на плакатных листах учитель готовит высказывания для трех разных функций.
Ход урока:
В каждой команде учащиеся выходят к доске по очереди и решают только одно задание по карточке, поэтому заданий должно быть столько, сколько учащихся в команде. Решив, учащийся передает эстафетную палочку следующему из своей команды.
Одновременно с ним задание решают и все учащиеся команды. За каждое правильное решение задания у доски команда получает поощрение в виде «таланта». За ошибочно решенное задание «талант» не дается. Если у доски учащийся ошибается, но это задание правильно решает учащийся команды на месте, то он получает персональное поощрение в виде «таланта».
Карточки эстафеты для двух команд:
Команда №1
|
c |
d |
cd |
cd |
cd |
1 |
|
|
|
||
2 |
|
|
|
||
3 |
|
|
|
||
4 |
|
|
|
||
5 |
|
|
|
||
6 |
|
|
|
||
7 |
|
|
|
||
8 |
|
|
|
||
9 |
|
|
|
||
10 |
|
|
|
||
11 |
|
|
|
||
12 |
|
|
|
Команда №2
|
c |
d |
cd |
cd |
cd |
1 |
|
|
|
||
2 |
|
|
|
||
3 |
|
|
|
||
4 |
|
|
|
||
5 |
|
|
|
||
6 |
|
|
|
||
7 |
|
|
|
||
8 |
|
|
|
||
9 |
|
|
|
||
10 |
|
|
|
||
11 |
|
|
|
||
12 |
|
|
|
Задание по карточкам: Пусть исходное неравенство – c, а полученное преобразованием на каком-то шаге неравенство – d. Условие cd для неравенств означает, что из «c» следует «d»: поставить знак «+», если не потерялось ни одного решения, и знак «-», если хотя бы одно решение потерялось. Условие cd для неравенств означает, что «c» следует из «d»: поставить знак «+», если не появилось новых решений, и знак «-», если решение появилось. Условие cd для неравенств означает равносильность, т. е. совпадение решений: поставить знак «+», если неравенства равносильны, и знак «-», если неравенства не равносильны.
Эстафета заканчивается, когда все учащиеся выйдут к доске. Пока учитель подводит итоги эстафеты, команды коллективно, обсуждая и споря, выделяют верные высказывания для заданных функций в своих командах.
Карточки проверочной работы для двух команд:
Команда №1
|
|
1 |
Если , то . |
2 |
Если , то . |
3 |
Из неравенства следует неравенство . |
4 |
Неравенство следует из неравенства . |
5 |
Из неравенства следует неравенство . |
6 |
Неравенство является следствием неравенства . |
7 |
Если , то . |
8 |
Неравенство является следствием неравенства . |